Современное образование в контексте полифонии культур

А. Т. Проказа, В. П. Хмель
г. Луганск

От того, каков культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал общества и государства и как этот потенциал будет нарастать и развиваться, зависит будущее страны.

Обеспечить «первоначальное накопление» этого потенциала призвано современное образование, как триединство обучения, воспитания и развития личности.

Для этой личности характерными положительными качествами должны быть:

  • осознание смысла своего существования (личностные ценности);
  • осознание своей принадлежности к собственному народу, его духовной культуре (национальное самосознание);
  • осознание смысла существования человечества во имя добра (общечеловеческие ценности).

При этом национальные и общечеловеческие ценности не должны быть абстрактными понятиями, а должны стать конкретными для каждой личности, определяя ее позицию и линию поведения. Ориентация на триединство этих ценностей — важнейшая приоритетная задача современного образования.

Наше общество, вступившее в сложнейшую полосу своей истории, пытается осознать причины кризисных явлений, чтобы правильно определить наиболее оптимальные пути преодоления возникших трудностей. Среди главных причин, прежде всего, следует назвать политические и экономические. Между тем все явственнее и отчетливее начинает пробиваться мысль о том, что не менее важной причиной нежелательных видоизменений и преобразований является низкая духовная культура, предопределяемая всеми общественными институтами.

Если думать и заботиться не только о сиюминутных нуждах, но и о перспективах провозглашенного построения гуманного и демократического общества, то необходимо признать, что более универсального средства, чем духовная культура, задаваемая наукой и образованием, для достижения поставленной цели нет. Однако осознание важности науки и образования как огромного пространства общечеловеческой культуры никоим образом не должно абсолютизироваться и отмежевываться от других пластов общечеловеческой культуры, таких как искусство и религия.
Современное образование вбирает в себя многие составляющие духовной культуры, что дает возможность говорить о полифонии культур в триедином процессе обучения, воспитания, развития.

Наука — это познание мира, открытие неизвестного и добывание новых достоверных знаний.

Искусство — это художественное познание мира, в котором выражается эстетическое отношение человека к изображаемому миру. Художественное познание реальности способно проникать в самую глубину социальных проблем и рельефнее их отражать. Представители художественной культуры наиболее активно выступают в защиту природы, в пользу решения экологических проблем, остро ставят вопросы сохранения историко-культурного наследия народа, бережного к нему отношения.

Религия по-своему отражает мир, акцентируя внимание на проблеме нравственности человека, на его весьма специфическом отношении к миру и самому себе.

Образование призвано быть педагогическим эквивалентом различных форм познания мира и, прежде всего, научного. В результате образовательного процесса формируется личность, обладающая системой знаний, системой способов деятельности, имеющая определенный опыт творческой деятельности и определенное чувственно-эмоциональное отношение к знаниям, процессу познания, к окружающему миру и к себе в этом мире (рефлексия).

Знания, как продукт всех видов познания, являются составляющими духовной культуры личности. Что касается научного знания, то именно оно составляет сердцевину духовной жизни человека и общества, так как в наибольшей степени обеспечивает предпочтительные связи многомерных пространств духовной культуры и цивилизации, т. е. связь идеального с материальным. Научная мысль, проникая во все сферы жизни человека, служит базой для создания новых видов искусств, влияет на религиозные учения и формы их распространения.

Четырехкомпонентное содержание образования педагогически инвариантно по отношению к учебным предметам в школе и к учебно-научным дисциплинам в вузе. Это означает, что система знаний, система способов деятельности, приобщение к опыту творческой деятельности и чувственно-эмоциональные отношения являются составляющими любого образовательного процесса.

Теория содержания образования основательно разрабатывалась такими учеными, как Леднев В. С., Скаткин М. Н., Краевский В. В., Лернер И. Я. и др. [1-7].

Теория учебного материала на дидактическом уровне наиболее полно представлена в работах Сохора А. М. [6], Доблаева Л. П. [7] и др.

Теория содержания учебного материала на методико-технологическом уровне впервые была предложена в наших исследованиях [8-11].

Научное обоснование содержания образования вообще и содержания учебного материала в частности — это обоснование педагогическое. Содержание, как система, характеризуется составом, структурой и функциями. При этом полифония культур должна иметь место на всех уровнях содержания: на уровне общего теоретического представления, на уровне каждого учебного предмета и на уровне учебного материала каждой темы. Таким образом, мы имеем иерархию уровней: педагогического, дидактического, методико-технологического.

Четырехкомпонентная система содержания образования реализуется в рамках классической пятикомпонентной дидактической системы, предопределяя ее конкретное содержание. Это, прежде всего, социально заданные и педагогически осмысленные цели, которые на дидактическом уровне конкретизируются, а на методико-технологическом уровне реализуются. Содержание учебного материала и средства его материализации должны соответствовать целям, а реализовываться в процессе обучения, структуру которого предопределяют организационные формы и методы обучения.

Если структура дидактической системы является классической, то научная разработка отдельных ее составляющих может и должна быть инновационной. соответствующей уровню современного образования. Мы акцентируем внимание на наличии в образовательном процессе всех видов и форм познания, что естественно, проявляется в полифонии культур единой духовной культуры.

Духовная культура — это обобщенное, интегральное общественное сознание; это общечеловеческая память, а, следовательно, сохранение всех выработанных форм отражения действительности в сознании человека.

Реальный конкретный человек является носителем всех форм общественного сознания, так как он имеет отношение ко всем областям человеческой практики, хотя может профессионально осуществлять практическую деятельность, как правило, только в одной из них. Поэтому в человеке развиты все формы общественного сознания, но, безусловно, не в одинаковой степени. Это значит, что индивидуальное сознание человека структурируется на основе доминанты, а не рядоположено.

Современное образование в контексте полифонии культур предполагает раскрепощение творческой природы человека в свете конкретных педагогических идей:

  • Идея четырех «само» [12, 12-15]: самостановления, саморазвития, самоактуализации и самореализации личности с положительными качествами с точки зрения общечеловеческих ценностей, которые лежат в пространстве добра, отделенного «демаркационной» линией от пространства зла.
  • Идея управляемости процессами «само» путем создания оптимальных психолого-педагогических условий.
  • Идея взаимосвязи и взаимообусловленности познавательных потребностей, познавательных интересов, познавательной активности с содержанием учебного материала, его логической структурой и структурами деятельностей профессионально-педагогической и учебно-познавательной.

Для реализации этих педагогических идей необходима ведущие педагогические принципы, как руководство к действию, и педагогические технологии. как система действий:

  • Принцип целостности педагогической системы, неразрывность связей между содержательной и процессуальной ее сторонами.
  • Принцип доминантного влияния обучения на формирование личности, т. е. смещение акцента на воспитание в процессе обучения: воспитание «очеловеченным, одухотворенным» содержанием (гуманитаризация) и «очеловеченным, одухотворенным» отношениями в процессе обучения (гуманизация).
  • Принцип генерализации не только в отношении системы знаний, но и в отношении системы способов деятельностей, а также чувственно эмоционального отношения к знаниям, процессу познания, к окружающему миру и к себе в этом мире (личностное влияние полифонии культур в образовательном процессе).

Без исследований и плодотворного прогнозирования на их основе прогрессивное развитие системы образования не будет достаточно эффективным. Необходим о иметь наполненную конкретным содержанием идеальную модель, степень приближения к которой и будет свидетельствовать о качестве реальной педагогической и учебно-познавательной деятельности с ориентацией на все составляющие в структуре личности, формирующейся в духовном пространстве полифонии культур.

Содержание, структура и логика образовательного процесса призваны вовлекать учащегося (студента) в перманентный процесс духовного самосовершенствования. Образование (по определению В. Даля) — это научный процесс развития личности в отношении ее разума и нравственности. Субъекты образовательного процесса «по собственному желанию» сознательно и рефлексивно должны действовать в направлении достижения внутреннего духовного совершенства в педагогической ситуации полифонии культур на основе принципа дополнительности.

Литература

1. Ледиев В. С. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. — М., 1980.

2. Лернер И.Я. Состав содержания образования как основа построения учебника // Проблемы школьного учебника. — Вып. 6, — М., 1978.

3. Скаткин М. Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. — М., 1981.

4. Журавлев И.К., Зорина Л.Я. Дидактически модель учебного предмета // Новые исследования в педагогических науках. — № 1 (33). — М, 1979.

5. Цетлин А. С. Группировка учебных предметов с учетом отражения науки в содержании образования // Теория содержания образования и пути ее построения / Под ред. В. В. Краевского. — М., 1978.

6. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. — М., 1974.

7. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. — М., 1982.

8. Проказа А.Т. Логико-методологические проблемы теории содержания образования // Нові педагогічні технології в контексті сучасних концепцій змісту освіти. — Луганськ, 1998. — С. 66—68.

9. Проказа О.Т. Поелементний аналіз змісту навчального матеріалу і його логічна структура в системі методів навчання (Питання теорії і практики) //Освіта Донбасу. — 2003. — №3 (98). — С. 43—47.

10. Проказа О. Т. Теорія змісту навчального матеріалу як наукова проблема. — 2004. — № 3-4(104— 105). — С. 5—9.

11. Проказа О. T., Грицькиж О. В., Кравченко В. І. Дослідження змісту і логічної структури навчального матеріалу з фізики // 36. наук, гір. — Камянець-Подільський, 2003.

12. Проказа О.Т., Савченко C.B. Модульно-рейтинговая педагогічна система (МРПС) і проблема “самості” особистості // Освіта Донбасу. — 2005. — № 2 (109). — С. 12—15.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий